«Пацаны», неопионэры-комсомольцы-ленинцы, ‒ но не русские витязи… :: Издательство Русская Идея

Пацаны и «чушпаны»: в чем секрет популярности сериала «Слово пацана»

Криминально-приключенческий сериал Жоры Крыжовникова бьет рекорды по просмотрам и собирает высокий зрительский рейтинг. Разбираемся, в чем секрет успеха этого безжалостного, драйвового и ностальгического путешествия в конец 80-х.

blank
О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Режиссер обеих частей разухабистого «Горько!» и трагикомедии «Звоните ДиКаприо!» Жора Крыжовников в новом сериале обратился к драматичным событиям конца советских 80-х. На дворе перестройка. Районы Казани поделены между молодежными преступными группировками. Стенка ходит на стенку, «универсамовские» на «разъездовских». Кто в бандах не состоит, может нарваться и на тех, и на других.

Светлый мальчик Андрюша в аккуратно повязанном пионерском галстуке как раз из таких одиночек. Ходит в музыкалку, слушается заботливую маму, готовит доклад. Но, несмотря на внешнюю интеллигентность, столкнувшись в автобусе с развязным хулиганом Маратом, Андрей не гнется. Он человек, а не «чушпан».

Вскоре выяснится, что проще, драйвовее и безопаснее — быть пацаном. Одним из всех, ведь все — это сила. Андрей подружится с тем самым Маратом, «пришьется» к уличной банде, набьет мозоли на кулаках в драках и бесповоротно изменит свою жизнь.

В основе «Слова пацана» лежит изданный в 2020 году роман Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». В книге с явным автобиографическим налетом (Гараев в юности сам состоял в молодежной группировке) рассказывается о «казанском феномене». Хотя подростковые банды появлялись по всей стране, в Казани криминальные отряды контролировали не отдельные районы, а распространялись по всему городу, у каждой улицы и двора были свои хозяева. Группировки отличались строгостью правил и иерархичностью.

Режиссер Жора Крыжовников признается, что и у него самого был подобный уличный опыт. Сценарий он написал вместе с давним соавтором Андреем Золотаревым, стараясь достичь максимального правдоподобия во всем: от уличной лексики и ностальгического саундтрека («Мираж», Ласковый май») до одежды и интерьеров.

Зачем смотреть
Живая, не бутафорская фактура — первое, что поражает в сериале. У тех, кто хоть краем жизни застал перестроечные времена, от одного взгляда на колючие мохеровые шарфы начинает зудеть кожа. Узнаются шапки-петушки, сиротские драповые пальто, вязаные кепки. Чтобы увидеть такие же, можно заглянуть в любой советский семейный альбом. И хотя съемки велись не в Казани, а в Ярославле, время в этих живых декорациях словно откатилось на сорок лет назад.

Предельное правдоподобие — и в лицах в кадре. Несмотря на Ивана Янковского на постере в качестве приманки, главные роли отданы актерам не столь известным (Леон Кемстач, Рузиль Минекаев, Лев Зулькарнаев, Анна Пересильд). И тут — ни одной неудачи, на кого ни посмотри — всюду подростковые колкие взгляды, припухшие веки, смесь озлобленности и наивности.

Атмосфера 80-х тоже передана достоверно, даже болезненно. Неуютные школьные столовки и раздевалки, где раздаются зуботычины. Обшарпанные подъезды и хоккейные коробки, где снег обагряется кровью. Этот мир не кажется уютным местом. Страна уже начала меняться и расшатываться. Безопасно можно чувствовать себя только среди своих. А свои — только те, что с района, родные универсамовские. Все прочие — чужие, с ними драка до крови и потери создания.

Пацаны так спасаются от ненадежного скособоченного мира, в котором родители маются от зарплаты до зарплаты. Строят свое безопасное пространство, где есть кодекс чести (слово пацана), где свой не предаст, а если предаст, значит «чушпан». Где почти армейские правила и ведется своя маленькая война… Когда знаешь, кто — свой, и блюдешь правила, даже самые жестокие, сразу понятно, как жить. Но безопасность эта иллюзорна. А уличное братство — не так надежно, как хочется думать.

Но если пацаны четко знают, кто свой, кто чужой, то их родители показаны предельно растерянными. Папа разболтанного Маратика, приличный советский гражданин в исполнении Сергея Бурунова, то недоумевает, то хватается за ремень, чтобы привести сына в чувство. Героиня Юлии Александровой, мама Андрея, горюет по сыну истово, как в древнегреческих трагедиях: воет, впадает в ступор, занимается самосжиганием.

«Слово пацана» — сериал о буйной, злой и юной энергии, которой наполняются улицы. О кажущейся попытке взять жизнь под контроль. О силе, которая в кровь разбивает не только лица, но и судьбы. Хороший мальчик Андрюша обнаружит в себе жестокость и даже не удивится. Соврет маме — и получится почти естественно. Почувствует в себе силу — и станет отвратительным. Такое мы уже видели: похожая трансформация произошла с героем Аль Пачино в «Крестном отце». И привела в итоге к его полнейшему обесчеловечиванию.

Яростными боями до кровавого месива «Слово пацана» рифмуется и с финчеровским «Бойцовским клубом». И как герой Эдварда Нортона дерется сам с собой, пацаны одной школы, одного города, одной страны колошматят друг друга под «Седую ночь».

Почему можно не смотреть
«Слову пацана» приписывают флер романтичной опасности. Мол, захочется теперь и нынешним юнцам стать королями улиц, вооруженными арматурой. Но на героев не хочется быть похожими. За них, скорее, страшно. А страх это совсем не то чувство, с которым хочется брать с кого-то пример. Зато сериал можно покритиковать за отрывистость драматургии. Повествование состоит из нанизанных друг на друга отдельных сценок, не всегда между собой связанных. Некоторые эпизоды не имеют продолжения и не влияют на дальнейшее развитие событий. Хотелось бы более последовательного раскручивания сюжета и вместе с ним развития пацанских характеров.

Нельзя не отметить почти комичную фиксацию авторов на головных уборах. Хорошая шапка — ценная вещь в советское время. Но головные уборы до смешного часто двигают сюжет вперед, становясь самым желанным, часто исчезающим и внезапно появляющимся предметом, этаким макгаффином. Но, справедливости ради, галерея головных уборов в «Слове пацана» просто выдающаяся.

Рита Железнякова
https://kino.mail.ru

МВН. Признаться, я весьма отстал от современной культурной лексики, которая используется автором: «драйвовый», «саунддрек», «макгаффин»… Но оставляю ее тут, т.к. это ведь тоже «культура», только в отличие от примитивной пацанской ‒ продвинутая…

blank

«Чернуха» или «Жесткая правда»? В Сети спорят зрители «Слова пацана»

Aif.ru поинтересовался, как восприняли зрители криминальный 8-серийный проект. Оказалось, народ разделился на тех, кому сериал, говоря языком молодежи, «зашёл», и тех, кто считает, что такое в принципе ни снимать, ни показывать нельзя. Среди зрителей много тех, кто прочувствовал конец 1980-х и начало 1990-х на себе…

READ  Пять веских причин посетить город Сибай в Башкирии

«Трагедия целого поколения»
Андрей Корбут: «Мой отец 1970 года рождения, я – 1993-го. Отец не пережил 1990-е. Равно как и бОльшая часть пацанов из его выпускного класса… Девяностые – это трагедия целого поколения, не надо их романтизировать».

Мария Бардина: «Сериал одновременно и неплох – актерами, режиссурой, погружением. И вреден тем, что всю реальность решили показать именно глазами подростков. То, что все герои, которых противопоставляют пацанам, — убогие, без полутонов, без индивидуальности, без подвыверта и юмора, — считаю самым большим промахом сериала».

Береза: «Для чего снят этот фильм? Дети, молодёжь будут смотреть этот ужас! Чтобы воспитать жестокость! Он «убивает» всё положительное в человеке».

arkady.kapustyan: «Я родился в 1996 году. И… я не смог найти в себе силы и достаточный уровень… небрезгливости, чтобы хотя бы начать смотреть, ибо слово «пацан» меня элементарно отпугивает».

Гоп-стоп: «Снимать про кровь и зубы на асфальте мы научились. Осталось научиться снимать про людей… Мне в «Слове пацана» никого не жалко, ни за кого не переживаю. Бурунов хороший артист. Но… его персонажу не верю. Много косяков: кепки-музыка-куртки-шапки… Переплюнуть «Бригаду» или «Парней из стали» не удалось…».

Neo Kinescop: «Фильм для любителей нуара. Им восхищается та же аудитория, что восхищалась Фишером и Чикатило. Остаётся надеяться, что молодёжь эту чернуху смотреть не будет — вряд ли им интересны проблемы 40-летней давности».

И.Т.: «Это история времени, когда на молодежь было наплевать. Всем. Я 81 года и жила весь этот ужас. В то время погибло очень много подростков, и они в этом не виноваты, до них просто не было никому дела».

192viet2: «Сам казанский. Казанские и челнинские говорят — более жёстко было. Зеленодольцы, думаю, так же скажут. В Казани в 80-е каждый год по несколько человек насмерть забивали, а просто покалеченных — не счесть… Все наименования группировок… подлинные, существовали в 80-е и многие существуют до сих пор».

i.anan: «Поймут только те, кому за 50… Даже с поездов целыми составами снимали тех, которые ехали «помахаться» в другие города».

чебурашка-74: «Нельзя романтизировать молодёжные банды восьмидесятых. За это надо к вышке приговаривать. Для тех, кто зарабатывает на этом деньги, нет ничего святого».

Milena2020: «Фильм нужно смотреть всем и каждому, чтобы понять, как жить НЕЛЬЗЯ».

Павел: Только один вопрос,Кто финансироровал и заказывал?? И это главный наверно вопрос…

Аргументы и факты – aif.ru

Происхождение слова «пацан»

Справка из Википедии

Происхождение слова спорно. М.Т. Дьячок и И.Г. Добродомов предлагают вывод из «поц» (половой член на идише, в переносном смысле «глупец») с жаргонным суффиксом «-ан» (такого суффикса в идише нет), но множественное число как в немецком — «поцен». В Этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера слово выводится из южнорусского «пацюк» (поросёнок, крыса), Дьячок считает это происхождение менее вероятным, наряду с образованием из «паць, паць-паць» (звуки, которыми подзывают свиней).

Слово отсутствовало в текстах до начала XX века и вошло в литературный оборот только в 1920-х годах (у М.А. Шолохова и, почти одновременно, Н.А. Островского) для обозначения персонажей из люмпенизированной среды. М.Т. Дьячок и И.Г. Добродомов указывают на несомненно «причерноморско-южноукраинское» происхождение слова.

А. В. Миртов в 1929 году в словаре «Из лексикона ростовских беспризорников и босяков» включил «пацан» (вар: «бацан») как «новое городское слово» в значении «уличный мальчик». Проникновение уголовного жаргона в общепринятый язык в 1920—1930-х годах привело к включению слова в «Орфографический словарь русского языка» в 1949 без специальных пометок (при этом ни словарь Ушакова, ни словарь Ожегова слово не включили). По мнению Добродомова, это включение было результатом ошибки, которая была повторена в 1985 году в «Орфоэпическом словаре».

Добродомов считает, что слово так и не вошло в литературный язык («без особых целей не употребляющееся») и было относительно слабо распространено в советское время. По мнению Дьячка, слово широко распространилось уже в 1960-е годы (В.П. Аксёнов) и стало использоваться в массовом масштабе после перестройки. Однако, войдя в письменный язык, по Дьячку слово так и не стало литературным: хотя в просторечии слово стало нейтральным, образованные люди избегают его употребления за пределами имитации просторечия.

Изначально слово обозначало малолетнего хулигана 12-13 лет, к началу XXI века верхняя граница возраста «пацанов» сдвинулась к 30-35 годам и зависит от поведения конкретного человека: пацан — это тот, кто ещё не стал взрослым «мужиком».

По мнению М. Т. Дьячка, носители просторечия в России образуют свою просторечную «пацанскую» культуру (употребление просторечий характерно именно для молодых мужчин). Дьячок возводит эту культуру к архаичной общинной культуре в сплаве с лагерно-уголовной и считает, что в начале XXI века средства массовой информации, кино, литературы пытаются эту культуру легализовать; он приводит слова В. Аллахвердиевой и А.Ю. Плуцер-Сарно: «Это им [пацанам] посвящаются отечественные блокбастеры, они регулярно фигурируют в СМИ, они присягают Родине, на их крепких плечах держится наша культура и наше будущее».

READ  10 лучших голливудских фильмов о казино

blank

Популярность сериала «Слово пацана» на Украине

Популярность сериала «Слово пацана» на Украине много кого удивила.

Вроде как война, публичный бойкот русского языка, русской культуры и вдруг такой прорыв — сериал об уличных бандах Казани главное культурное событие последнего месяца на Украине.

И это в год 150-летия Рахманинова и Шаляпина. В каждом российском утюге, в каждого фронтовом пропагандистском матюгальнике должны гонять 2-й концерт и «Дубинушку», чтобы значит хохлов русскостью облучать.

Но оказалось, что общее у нас не в классической культуре, Пушкин тут не помощник, даже он сложноват для братско-народного единения. А вот блатная тематика одна, феня — это и есть универсальный язык русско-украинского общения.

Причем сразу виден перекос. Если 20 лет назад «Бригада» — это общий русско-украинский нарратив, визуализация общего подсознательного. То теперь для россиян «Слово пацана» — это понятное, резонирующее, но ретро, то для украинцев это всё ещё визуализация актуального подсознательного.

При этом украинская пропаганда активно стигматизирует россиян, и пророссийских жителей Украины, как адептов блатной культуры (небезосновательно), но на Украине это куда более укоренено. И если в РФ эта культура последние 10 лет активно уходит, даже несмотря на пароксизмы типа АУЕ (на самом деле очень локальной субкультуры, которую, к тому же, быстро купировали), то на Украине — агрессивная тюремная культура очень уж плотно проникла в народные толщи, перешла узкие рамки блатного, полублатного и околоблатного мира, став частью национального кода.

Это очень заметно даже по тем украинцам, или украинским русским, которые выбрали российскую сторону и пытаются как-то окультуриться, но все равно постоянно проскакивает феня и распальцовка. Или, например, по блогерам, в том числе пытающимся позиционировать себя в качестве респектабельных. Посмотрите на того же Шария. Человек упорно корчит из себя киевского уличного гопника, поясняющего фраерам расклады.
https://t.me/istrkalkglk/4836

«Пацан может и вырастет в нормального русского парня, юный пионер-ленинец ‒ никогда»

На тему «Слова пацана» имею сказать простую вещь.

Если не формировать, в общенациональном масштабе, спартанскую организацию воспитания детей, то сама собой образуется пацанская организация.

Но у нас в стране есть простая проблема. Все наши формы социальности — это отбитый совок. У нас государство не сможет создать скаутские организации, оно будет упорно возрождать блевотную пионерию и прочего дедушку Ленина. А между Лениным и пацанами выбор для меня лично не очевиден — пацан может и вырастет в нормального русского парня, юный ленинец — никогда. Подпускать неосоветское государство с неосоветскими формами к детям — нельзя ни в коем случае.

Поэтому пока что единственный путь не свалиться в пацанство — это нормальная вменяемая русская семья. Где она есть — всё будет, пусть не сразу. Где нет — там и дальше будет ауешный ад.

Разумеется кое-где местами есть православные молодежные организации, сам знаю такие, есть военно-спортивные организации (ужас-ужас-фашизм). Но это именно что местами.

Еще наше государство может праздновать победу над молодежными организациями по национально-патриотическому признаку, которые все скопом были объявлены «скинхедами» и разгромлены. Ну что ж. Празднуйте АУЕ. Чай социально близкие.

t.me/holmogortalks/31639

blank

Открытие памятника культовой бабушке в Мариуполе на площади Ленинского комсомола в мае 2022 г. заместителем главы Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко 

«Пацаны», неопионэры-комсомольцы-ленинцы, ‒ но не русские витязи…

Комментарий МВН

С моей точки зрения, причина возникновения «пацанской субкультуры» ‒ молодежное противопоставление себя официальной лжи. Так было в СССР в окрестностях уголовного мiра (наблюдал это в Невинномысске в своей техникумовской юности, хотя нас, слава Богу, это не затянуло) и затем вышло в общественную жизнь в годы «перестройки», так это, с некоторыми изменениями, и сейчас, хотя и в меньшем масштабе. (А на Западе по той же причине было движение хиппи как мирная форма бунта и скинхэдов ‒ как агрессивная.) Поэтому в явлении «пацанства» можно видеть несколько составляющих: бунтарство против лживой власти и покорного общества, противопоставление ему альтернативной групповой товарищеской солидарности со своими мафиозными понятиями чести и морали, упрощение и деградация личности до примитивного животного уровня (из-за отсутствия представления о должной системе духовных ценностей).

Режиссерами делаются попытки несколько облагородить эту «культуру» ‒ таков был отчасти культовый фильм «Брат», в котором главный герой Данила также имел черты «пацана», правда, с привлекательным чувством русского национального патриотизма. Разумеется, Даниле было далековато до осознания того подлинного русского патриотизма, о котором мы рассуждаем в наших православно-исторических и идеологических публикациях, его русский патриотизм в Америке был того уровня, о котором Булат Окуджава как-то ляпнул, что «патриотизм есть и у кошки» (в смысле, что это недостойно уважения).

READ  Какие языки поддерживаются на сайте «Драгон мани» для игры в рулетку?

Можно, конечно, сказать, что это естественное, природное чувство, которое и в 1990-е годы, и в 2000-е сплачивало спортивно-фанатские субкультуры, ярко проявившие себя в знаменитом протестном митинге на Манежной площади 11 декабря 2010 г. В более агрессивном виде это национально-патриотическое явление у нас стихийно проявляло себя в подражательском протестном движении скинхэдов языческого типа. Правозащитные (преимущественно еврейские) организации называют это «русским фашизмом» (что глупо и безграмотно, ибо они отождествляют это с «неонацизмом»), «ксенофобией» и, конечно, пресловутым «антисемитизмом», не вникая в причины и суть.

Но и власти в РФ, вместо того, чтобы в опоре на этот природный национальный патриотизм облагораживать его до настоящего русского православного, соответственно своему манкуртскому уровню не находят ничего лучшего как преследовать эту национальную молодежь за экстремизм и противопоставлять ей официальные воссозданные пионерско-комсомольские структуры совпатриотического типа. Неосоветскую молодежь в красных беретах под знаменами победы богоборческого Интернационала мы видим в «вахтах памяти» у советских вечных огней геенны огненной, у открываемых советских памятников на «освобожденных» территориях Украины (где юному поколению правители Олигархата предлагают «увлекательный» идеал оболваненной коммунизмом бабушки) и даже в новосозданных церковных ритуалах «композитного православия».

blank

Ритуал внесения вечного огня в главный военный храм РФ

Чего уж лояльным православным патриотам на это сетовать и выискивать «красную пятую колонну, игнорирующую высказывания православного президента», если все это насаждается из Администрации Президента. Настоящий русский патриотизм эта власть ощущает как не совместимый со своей олигархической системой и опасный для нее. Потому и ведется СВО Олигархата против русского народа ‒ как мигрантизацией страны с ее дехристианизацией, так и поощрением разлагающей «спецпопкультуры» под руководством таких манкуртов, как Швыдкой, Мединский, Любимова в ее знаменитой «пацанской» майке (прошу прощения за ее фото, но в данной теме мне это кажется уместной иллюстрацией).

blank

Министр «культуры» РФ

Какова государственная политика Олигархата РФ, такова и обслуживающая его жреческая структура, про которую лояльные православные патриоты обычно молчат и если в чем-то обвиняют, то в какой-нибудь ужасной встрече с папой Римским и прочих подобных грехах, но не в еретической служебной унии с богоборческой властью, что продолжается и сейчас в кощунственном «примирении Христа и велиара». Советская церковь не способна воспитывать в молодежи настоящий русский патриотизм, проповедуя вместо этого послушание любой власти как «богоугодной», находя в богоборческом СССР положительное наследие и поддерживая неосоветскую фальсификацию истории. Честная умная молодежь (да и все не слепые взрослые активные граждане Олигархата) в такой жреческой церкви места себе не видят, потому социологи и констатируют сильное падение авторитета МП с 1990-х годов, в результате церковного благословения Великой криминальной революции и стабилизации ее результатов ресоветизацией. При этом главным социальным грехом иерархи нередко объявляют «зависть к богатым»…

Правда, следует сказать в этой теме, что духовенство РПЦ МП опекает и юношеские патриотические структуры скаутского типа, как перенесенные в Россию эмигрантами-энтузиастами («Витязи», «разведчики»), так и новосозданные уже в РФ. Но, разумеется, делается это преимущественно в том  же жреческом стиле и с официально-патриотическим культом фальсифицируемой ВОВ. Еще больше советизированы кадетские корпуса, которые стали восстанавливать по образцу и почину эмигрантских кадет, но большую часть их фактически превратили в совпатриотические суворовские и нахимовские училища (лишь немногие корпуса еще сохраняют и белую традицию, благодаря индивидуальным усилиям преподавателей).

А фильмы наподобие «Слово пацана» создают художники-реалисты в основном как эпатажные чернушные картины для привлечения внимания к себе и в надежде на фестивальные премии (наиболее талантливый иностранный многолауреат ‒ Звягинцев), реже ‒ для размышления о проблеме и ее причинах, и никогда ‒ с целью предложить верную альтернативу. Или хотя бы, соблюдая чувство меры, без натурализма, эпатажа и без смакования зла, а показывая его так, чтобы на его фоне у зрителя возникало желание обратиться к добру и к Истине, как это, например, удавалось в литературе Достоевскому. (В отличие от таких современных законодателей чернушной литературной моды, как Петрушевская или классик «дёрти реализма» Лимонов, как он сам себя характеризовал.)

Впрочем, в данном случае мы говорим не о художественном творчестве, его должной богоугодной форме и миссии, а о назначении государственной власти: и в мiре, во зле лежащем (для ограждения народа от него), и конкретно в России с учетом доверенной ей ранее Богом удерживающей миссии (для ее востановления). Но, наверное, я слишком многого от Олигархата требую, сознавая, что ни нравственно здоровый народ, ни удерживающая миссия России ему не нужны, ‒ наоборот, он их считает угрожающими своей власти. Вместо искренних и непримиримых ко злу русских православных белых «витязей» Олигархату нужны манкурты с душами, искореженными двоемыслием.

М.В. Назаров
5.12.2023

 


Опубликовано

в

, ,

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

StakeOnline Casino